psadvokat.ru

Достойная оплата труда адвоката –
гарантия независимости и профессионализма!
Наша задача –
увеличение дохода адвоката!

21 Августа 2018

Заседание Исполкома от 16.08.2018г.


16 августа 2018г. состоялось заседание Исполкома Профсоюза адвокатов России, на котором рассматривался ряд важных  вопросов.
Одним из вопросом было утверждение даты проведения Всероссийского съезда Профсоюза адвокатов  России.  Дата проведения 12 октября 2018 года. Желающих  принять участие в качестве гостя  съезда просим предварительно записываться по телефону: 8-495-234-39-91

С принятыми решениями  Исполкома ПСАР можно ознакомиться ниже в выписках из протоколов. Так же представляем для ознакомления "Концепцию проекта поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования социально-трудовых отношений".


Проект поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования социально-трудовых отношений арбитражных управляющих и адвокатов (далее – законопроекты) подготовлен в целях создания механизмов, обеспечивающих баланс прав и законных интересов арбитражных управляющих в отношениях с органами государственной власти, участвующими в деле о банкротстве, во исполнение указаний Конституционного Суда Российской Федерации, а также адвокатов.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 19.12.2005 № 12-П указал, что законодатель должен гарантировать баланс прав и законных интересов (далее – баланс интересов) лиц, участвующих в деле о банкротстве, к которым относятся арбитражные управляющие и государство в лице органов государственной власти, предоставить арбитражным управляющим законные механизмы обеспечивать такой баланс, что является публично-правовой целью института банкротства.
Необходимость в механизмах обеспечения баланса интересов есть и у адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда (далее – адвокат, работающий по назначению), без которых также государство не может выполнять свою конституционную функцию по осуществлению правосудия.
Законопроекты направлены на более эффективное использование механизмов, предназначенных для обеспечения баланса прав и законных интересов, восстановления его в случае нарушения.
Действующее законодательство предусматривает, что деятельность арбитражного управляющего и адвоката необходима, в первую очередь, государству, так как без арбитражного управляющего арбитражный суд не может рассмотреть дело о банкротстве, то есть осуществить правосудие, а без адвоката защитить гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан при осуществлении правосудия. При этом отношения, возникающие у арбитражных управляющих и адвокатов с государством, до сих пор не урегулированы должным образом. Действующим законодательством не определены представители арбитражных управляющих и адвокатов для участия в таких отношениях, не дана оценка самим отношениям. Это приводит к тому, что у арбитражных управляющих и адвокатов отсутствуют механизмы, с помощью которых они могут защитить свои права и законные интересы при регулировании государством их деятельности, а значит, обеспечить соблюдение баланса интересов. В части регулирования деятельности арбитражных управляющих в настоящее время баланс интересов нарушен, качество оказываемых услуг падает, что, соответственно, влияет на качество правосудия и подрывает доверие к судебной власти. Законопроекты направлен на формирование механизмов, гарантирующих соблюдение баланса интересов при регулировании их деятельности.
Законопроектами предлагается закрепить за отношениями арбитражных управляющих и адвокатов с государством в лице органов государственной власти статус социально-трудовых и, соответственно, использовать для соблюдения баланса интересов уже урегулированные законодательством механизмы социального партнерства в сфере труда (далее – социальное партнерство). Инструменты социального партнерства, такие как коллективные переговоры и соглашения, позволят сторонам обеспечивать баланс интересов на договорной основе, в рамках установленных законодателем гарантий, что и будет являться выполнением указаний Конституционного Суда Российской Федерации и Конституции Российской Федерации. Представителями арбитражных управляющих и адвокатов в таких отношениях с государством являются соответствующие общероссийские профсоюзы (далее – профсоюзы), организованные по территориальному принципу.
Предлагаемый законопроектами правовой механизм основывается на том, что в российском праве во исполнение рекомендаций 19-й Международной конференции статистиков труда 2013 года появилось понятие трудовой деятельности. В соответствии с пунктом 1.1 Официальной статистической методологии формирования показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы (утв. приказом Росстата от 31.12.2015 № 680) «трудовая деятельность означает любую деятельность, осуществляемую лицами любого пола и возраста в целях производства товаров или оказания услуг для использования другими лицами или для собственного использования». Таким образом, профессиональная деятельность арбитражных управляющих, которые оказывают услуги, относится к трудовой. А адвокатов в Федеральном законе от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) прямо указано, что адвокат получает свое вознаграждение за труд. А любая трудовая деятельность подразумевает наличие социально-трудовых отношений.
Регулирование деятельности арбитражных управляющих отнесено к сфере совместного обсуждения сторонами в пункте 1.5 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 года, которое служит базой для разработки и заключения отраслевых соглашений. Пописав Генеральное соглашение, Правительство Российской Федерации определило регулирование деятельности арбитражных управляющих, как предмет социального партнерства, что предусматривает заключение и иных соглашений на федеральном уровне.
Законопроекты предусматривают дополнение раздела XII Трудового кодекса Российской Федерации новыми главами 43.1 «Особенности регулирования труда арбитражных управляющих» и 43.2 «Особенности регулирования труда адвокатов», в которой дается оценка отношениям арбитражных управляющих и адвокатов с органами государственной власти как социально-трудовым, обозначены механизмы регулирования таких отношений через систему двухсторонних коллективных переговоров и соглашений. Предусмотрено заключение отраслевых соглашения в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления и в сфере адвокатуры. Предусмотрено, что арбитражные управляющие и адвокаты в лице профсоюзов смогут обеспечивать баланс интересов в отношениях с государством через отношения социального партнерства не только с органами исполнительной власти, а также с органом судебной власти – Верховным Судом Российской Федерации.
Законопроектами предусмотрено внесение изменений в статью 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части изменения определения арбитражного управляющего, так как действующая норма не соответствует в полной мере позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Также вводится понятие статуса арбитражного управляющего.
Законопроектами предлагается применять к арбитражным управляющим и адвокатам (за исключением адвокатов, работающих по соглашению об оказании юридической помощи) общие нормы налогового законодательства в оплаты страховых взносов, исключив термин «частная практика» и внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Период нахождения арбитражного управляющего в должности в деле о банкротстве и участия адвоката в качестве защитника в уголовном деле по назначению органа государственной власти предлагается включить в стаж федеральной государственной службы, чтобы обеспечить должную защиту социальных прав арбитражных управляющих и адвокатов. При этом не предусмотрено, что арбитражный управляющий или адвокат станет должностным лицом конкретного органа государственной власти, что исключает ответственность государства за причиненные им убытки.
Законопроектами предусмотрено внесение изменений в статьи 447 и 448 Уголовно-процессуального кодекса в части отнесения арбитражного управляющего к одной категории лиц с судьями, т.к. без арбитражного управляющего арбитражный суд не сможет рассмотреть производство по делу и осуществить правосудие. Арбитражный суд рассматривает дело о банкротстве, а арбитражный управляющий проводит процедуры банкротства, формируя доказательства для рассмотрения дела.
Законопроекты предусматривают, что предлагаемые изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации не исключат арбитражных управляющих и адвокатов из формирующейся единой системы оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
В части арбитражных управляющих законопроекты также предлагают отказаться от национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в пользу национального объединения арбитражных управляющих, которое должно обладать полномочиями вступать в отношения социального партнерства в сфере труда с органами государственной власти. Такой подход больше соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в пункте 3 Постановления от 19.12.2005 № 12-П, т.к. для регулирования отношений арбитражных управляющих и государства нужен представитель именно арбитражных управляющих, а не саморегулируемых организаций.
Также в части арбитражных управляющих законопроекты предлагают формирование квалификационных коллегий арбитражных управляющих, которые будут создаваться совместно профессиональным сообществом и органом исполнительный власти (орган по контролю (надзору)). В законопроектах предусмотрены номы, направленные на совершенствование механизмов обеспечения ответственности арбитражных управляющих перед третьими лицами, в частности увеличения гарантий выплат по договорам страхования ответственности.


Основные направления развития Профсоюза адвокатов России (далее – Профсоюз) на 2019-2021 годы определяют цели и задачи профсоюзного объединения адвокатов на указанный период.
Основная цель деятельности Профсоюза – представительство и защита профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза. Как добиваться этого в постоянно меняющихся социально-экономических и правовых условиях? Какие формы и методы профсоюзной работы наиболее эффективны?
Экономический кризис предъявил профсоюзам новый вызов. Спад уровня доходов населения значительно сократил платёжеспособный спрос на адвокатские услуги. В этой ситуации особенно остро встал вопрос социальных гарантий и занятости в профессиональной деятельности адвокатов. Усугубляет ситуацию конкуренция с вошедшими на Российский рынок квалифицированных юридических услуг иностранными компаниями, которые за частую подменяют адвокатов хотя сами не обладают таким статусом.
Свою лепту внесли новые технологии и мы либо учимся трудиться по новому с использованием этих технологий либо проигрываем в конкуренции с более технологичными соперниками. Профсоюз уже сейчас разрабатывает и внедряет цифровую платформу занятости для адвокатов
Предлагается подходить к совершенствованию деятельности профессионального объединения адвокатов с точки зрения сегодняшних социально-экономических условий, делая упор на развитие новых возможностей профсоюзной работы.
В основе этого – изменение подходов к деятельности Профсоюза, выражающееся в преимущественном развитии социальной программы Профсоюза, укреплении организационной структуры и совершенствовании финансовой работы , а так же увеличение доходов адвокатов  и обеспечение занятостью в их профессиональной деятельности, усиление социального партнёрства , совершенствование законодательства.

Развитие социальной программы
Цель социальной программы – повышение эффективности деятельности профсоюзной организации, создание условий для успешной работы членов профсоюза и повышения качества их жизни путем оказания им адресной материальной помощи и социальной поддержки.
Задачи социальной программы:
•    Предоставление мер социальной поддержки членам профсоюзной организации;
•    Оказание адресной материальной помощи членам профсоюзной организации;
•    Обеспечение социальной защиты членов профсоюза, улучшение их условий труда, организация их отдыха;
•    Защита социально-трудовых прав и экономических интересов членов профсоюза;
•    Мотивация профсоюзного членства.

Решение проблемы мотивации сегодня – это одна из основных задач развития профсоюзной деятельности, повышение отдачи и пользы для членов Профсоюза от всех его структурных звеньев и объединений.
Профессиональным союзам приходится решать целый спектр многогранных задач, касающихся как защиты социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза, так и создания заинтере¬сованности в профсоюзном движении.  Должны быть использованы все имеющиеся возможности профорганов разных уровней для того, чтобы сделать Профсоюз привлекательным.

1.Предоставление членам Профсоюза медицинского обслуживания
Достигнута договоренность с Медицинским учреждением «Поликлиника Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР)» об оформления членам Профсоюза полисов добровольного медицинского страхования (ДМС) и оказании консультативно-диагностической и лечебной помощи за счёт средств, образующихся из вступительных, членских взносов и дотаций по профсоюзному бюджету.
Поликлиника ФНПР, являясь высокотехнологичным медицинским центром, где создана современная диагностическая и лечебная база в соответствии с международными стандартами, предоставляет членским профсоюзным организациям ФНПР льготные условия.
Поликлиника ФНПР это:
- Медицинская помощь в соответствии с утвержденными Минздравсоцразвития стандартами ее оказания.
- Консультации и консилиумы специалистов ведущих клиник и научно-медицинских центров города Москвы.
- Индивидуальные программы лечения и реабилитации для каждого пациента.
Полис ДМС доступен всем членам Профсоюза и предоставляет право на:
•    медицинскую помощь в одном из ведущих лечебных учреждений, имеющих современное оборудование и высококлассных специалистов;
•    амбулаторное обслуживание в поликлинике по более чем 20 направлениям;
•    лабораторную, ультразвуковую, эндоскопическую и другие виды диагностики;
•    стоматологическую помощь;
•    ежегодный комплекс мероприятий, включающих в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (диспансеризация).

2.Пенсионное обеспечение членов Профсоюза
В целях повышения социальной обеспеченности и финансового благополучия членов Профсоюза предлагается организовать взаимодействие с негосударственным пенсионным фондом на предмет предоставления членам Профсоюза льготных условий на заключение договоров пенсионного страхования и индивидуальные пенсионные программы.
В настоящий момент возможность предоставления членам Профсоюза адвокатов России льготных условий прорабатывается с НПФ «Благосостояние». Данный НПФ – один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов России – работает на рынке пенсионных услуг более 16 лет, содействие гражданам России в обеспечении материальной независимости по окончании трудовой деятельности за счет эффективных технологий сохранения, преумножения и выплаты пенсионных накоплений.

3.Предоставление членам Профсоюза защиты по уголовным делам и представление в суде
Адвокатами на профессиональной основе оказывается квалифицированная юридическая помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Однако случается так, что самим адвокатом требуется юридическая защита по уголовному делу в случае его участия в уголовном процессе не в привычном для себя статусе, а в качестве подозреваемого или обвиняемого.
В этой связи в рамках профсоюзной солидарности в целях обеспечения защиты прав и законных интересов членов Профсоюза в случае предъявления им обвинений в совершении преступления предлагается использовать профсоюзные ресурсы, в том числе предоставление на безвозмездной основе (за счет бюджета Профсоюза) юридической помощи другими адвокатами – членами Профсоюза, защиты по уголовным делам и представления в суде в уголовном процессе и, при необходимости, использование других возможностей профсоюзной организации, включая освещение сложившейся ситуации в СМИ и на профсоюзных Интернет – ресурсах.
4.Оказание материальной помощи
Предоставление мер социальной поддержки членам профсоюзной организации в виде оказания материальной помощи за счёт средств, образующихся из вступительных, членских взносов и дотаций по профсоюзному бюджету, на дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, организацию лечебно-оздоровительных мероприятий (частичная компенсация стоимости санаторно-курортного лечения и отдыха членов профсоюза) и летнего отдыха детей.

5.Страхование профессиональной ответственности адвокатов
Институт страхования ответственности адвоката позволяет сформировать высокую степень доверия у граждан к юридической профессии в целом и адвокатам в частности.
С одной стороны, страхование адвокатов призвано защитить не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации имущественные интересы адвоката, связанные с его обязанностью в порядке, установленном законодательством, возместить вред, причиненный потерпевшим третьим лицам, терпящим убытки в связи с осуществлением адвокатом своей профессиональной деятельности. А с другой стороны гарантировать законные имущественные интересы физических лиц и организаций различных форм собственности от некачественного оказания адвокатом профессиональных услуг.

Покрываемые страховые риски:
•    Ошибочное толкование законодательства;
Пропуск сроков кассаций, жалоб;
•    Ошибки при оформлении или подготовке документов;
•    Не извещение клиента о последствиях совершаемых юридических действий;
•    Непреднамеренное разглашение сведений, которые стали известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности, в том числе и после сложения полномочий или увольнения;
•    Другие риски, связанные с особенностями адвокатской практики.
В настоящий момент достигнута договоренность со страховой компанией ОАО «АльфаСтрахование».

6.Рост доходов адвокатов и Обеспечение занятости   в профессиональной деятельности.


1) увеличение базовой ставки оплаты труда адвокатов участвующих в делах по назначению государственных органов  и в системе оказания бесплатной юридической помощи.
2)Усиление позиции Профсоюза адвокатов России как социального партнёра с общероссийскими  объединениями  работодателей с целью защиты российского  рынка квалифицированной юридической помощи и доминирования на нём Российской адвокатуры.
3)Разработка и внедрение цифровой платформы для обеспечения  занятости адвокатов в их профессиональной деятельности .

7.Дополнительное образование и повышение квалификации членов Профсоюза
Организация   дополнительного образования, профессионального обучения и повышения квалификации членов Профсоюза  при  частичной  или полной  дотации из профсоюзного  бюджета .
8.Развитие кадрового потенциала Профсоюза
В рамках взаимодействия с Академией труда и социальных отношений (АТиСО) Создание Профсоюзной кафедры адвокатуры с  возможностью получения   юридического образования в Академии труда и социальных отношений (АТиСО) при  частичной  или полной  дотации из профсоюзного  бюджета, с последующим трудоустройством .  
9.Освещение деятельности членов Профсоюза в СМИ
Использование СМИ и Профсоюзных интернет – ресурсов для привлечения внимания общественности, представителей государственных органов и профессионального сообщества к судебным делам, адвокатское сопровождение которых осуществляется членами Профсоюза.
В современных условиях Профсоюзная организация никогда не сможет эффективно выполнять свои функции, если она не имеет доступа к информации и новым информационным технологиям .Для эффективной деятельности профсоюзной организации необходимо формирование единого информационного поля и организация комплекса издательских, технических, исследовательских и других мероприятий, направленных на объективное и полное отражение сущности и задач деятельности Профсоюза, проводимой им работе по защите социально-экономических прав адвокатов, популяризацию профсоюзных идей, создание положительного имиджа Профсоюза и усиление мотивации профсоюзного членства.


10.Участие в работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации
Участие с бесплатным освещением в СМИ и Профсоюзных интернет – ресурсах в работе региональных(субъектовых) трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений даст Росиийским адвокатам в регионах дополнительные преимущества в вопросах задержки выплат и обеспечения занятости адвокатов и значительно поднимет престиж в лице региональной власти, а так же обеспечит регулирование социально-трудовых отношений, ведения переговоров с социальными партнёрами и подготовки и заключения соглашений, а также организации контроля за их выполнением.
11. В части совершенствования финансовой работы.
1)усилить финансовую дисциплину
2) организовать финансовый отдел для разработки и внедрения программ дополнительного  финансирования деятельности профсоюза .
3) организовать кассу взаимопомощи профсоюза
4) организовать фонд содействия адвокатуры
12. международная деятельность
1)создать соответствующую структуру в профсоюзе
2) для налаживания международной деятельности в тесном сотрудничестве с департаментом международных отношений ФНПР разработать и утвердить  план международной деятельности профсоюза адвокатов России .
13.Социальное партнёрство и Членство в ФНПР  .
1)Усилить  сотрудничество и более тесно взаимодействовать со всеми структурами ФНПР в том числе с региональными совпрофами.
2)разработать и внедрить программу Профсоюзный Адвокат для судебной защиты ФНПР и её членских организаций.
3)создать соответствующую структуру для  аналитики  трудовых споров и работы экспертов в  экспертных группах профсоюзной стороны РТК  .
4)активно участвовать в формировании позиции профсоюзной стороны РТК как на Федеральном так и не региональном и местном уровне
5)заключить соглашение с социальными партнёрами
6) сформировать и внести позицию Профсоюза Адвокатов России для его включения в новое генеральное соглашение между ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ и Общероссийскими объединениями Профсоюзови   Общероссийскими объединениями Работодателей


14. Профсоюзный контроль
1) разработать и принять положения о правовой и технической инспекции труда
2) организовать правовые и технические инспекции труда в регионах
3)довести информацию о профсоюзном контроле до адвокатского сообщества
15.Совершенствование законодательства
В рамках государственной программы юстиция утверждённой правительством рф министерством юстиции рф разрабатывается концепция закона о регулировании рынка квалифицированной юридической помощи .
1.    Поддержать Концепцию разрабатываемую министерством юстиции рф о регулировании рынка квалифицированной юридической помощи  .
2.    Сформировать  позицию профсоюзной стороны  по концепции регулирования рынка квалифицированной юридической помощи и довести до общественности   позицию профсоюзной стороны .
3.    Провести с Минюстом  России переговоры в с использованием механизмов социального партнёрства .
4.    Профсоюз за скорейшее рассмотрение концепции регулирования рынка  квалифицированной юридической помощи, в том числе с точки зрения занятости адвокатов и защиты внутреннего рынка от внешнего воздействия. Поддерживаем детализацию режима налогообложения и возможность работы адвокатов по трудовому договору.
5.    Помимо поддержки Концепции реформирования адвокатуры, которая была разработана Министерством юстиции Российской Федерации, для гармонизации законодательства профсоюз предлагает на ряду с концепцией рассмотреть  пакет законодательных инициатив, разработанный Профсоюзом адвокатов России.
Данные инициативы ориентированы на гарантию оплаты труда и гарантию достойных условий труда. Концепция Министерством юстиции Российской Федерации не учитывает этих моментов, поэтому предлагается в рамках реформирования внести пакет предложений от Профсоюза адвокатов России.
Данные инициатива будет содержать все механизмы гарантий оплаты труда, гарантий достойных условий труда, гарантий исключения дискриминации в отношении адвокатов и усиление позиции Профсоюза адвокатов России как стороны социального партнерства.
6.    Мы предлагаем в целом согласиться и поддержать концепцию Минюста России по изменению регулирования квалифицированной юридической помощи с учетом предложений Профсоюза адвокатов России. В данный момент перечень дополнений разрабатывается профсоюзной стороной и в ближайшее время будет представлено Минюсту России.

16. В части обеспечения профессиональной занятости  и увеличения доходов членов профсоюза адвокатов
1. Обеспечение конкурентных преимуществ членам профсоюза на рынке квалифицированной юридической помощи .
2.Разработка и внедрение передовых технологий
3.Внедрение цифровой платформы занятости адвокатов
4. Увеличение базовой ставки оплаты труда адвоката .